Распознать СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей не всегда удается. Казалось бы, безобидные внешние проявления импульсивности, рассеянности, непослушания вполне обычное дело. Но, многие родители задаются вопросом, почему же их ребенок не управляем, можно ли его как-то угомонить? Мы постарались в статье раскрыть эту тему.
Также,советуем познакомиться со статьей Загадки на логику для детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка причины
Синдром СДВГ официально принятое заболевание. По разным оценкам у нас в стране таких детей от 5 до 20 процентов. Другими словами, такой диагноз ставят каждому пятому ребенку. Следует сказать, что больше всего с таким синдромом мальчиков, в пропорции 1 к 10.
В большинстве случаев, гиперактивность, как заболевание, не ставится совсем либо ставится гораздо позже, чем оно стало проявляться. Даже если родителями замечена чрезвычайная активность и непослушание, это относят к недостаткам воспитания и отсутствии дисциплины. В результате упускается время, в школе ребенок хронически отстает в учебе от своих сверстников, а дома родители чувствуют свою вину за плохое воспитание.
Сегодня, СДВГ хорошо изучен. Основная причина – дефицит дофамина и норадреналина в определенных разделах головного мозга. Большинство случаев говорят о том, что мать в период беременности подвергалась токсическим отравлениям – употребление алкоголя, табака или медикаментозных препаратов. Так же, в период вынашивания малыша, могли быть инфекционные заболевания и травмы, кроме этого, имеет место быть генетическая предрасположенность.
Гиперактивность ребенка симптомы и признаки
Проявление синдрома можно заметить по некоторым признакам – невозможность контролировать поведение, чрезмерное возбуждение, импульсивность. Другими словами, ребенок становится не управляемым. Но, есть и другая сторона – рассеянность, заторможенность, упадок сил, которые проявляются в определенные моменты.
Для детей с СДВГ характерно невозможность и сложность выполнения простейших задач, в то время, как сверстники справляются с ними без труда. Имеет смысл говорить о гиперактивности не ранее 4-х лет, во время начала социализации в обществе. Явной болезнь становится ближе к школе, в 7, 8 лет.
Присмотритесь к своему ребенку:
- Не может усидеть на месте.
- Двигает руками и ногами интенсивно.
- Резко вскакивает с места, куда-то бежит.
- Не может играть в спокойные игры.
- Его действия характеризуются, как “Заведенный”.
- Выкрикивает и шумит во время занятий.
- Не слушает вопрос до конца, начинает отвечать.
- Не может дождаться своей очереди в игре или на занятиях.
- Вмешивается в разговоры и занятия других людей.
Такие признаки (не менее 6) должны проявляться не менее полугода. В этом случае есть причины для беспокойства.
Так же, обратите внимание на следующее:
- Трудно сосредоточится на определенном предмете.
- Не может сохранить внимание, не собран, задачи до конца не выполняются.
- При обращении к ребенку, создается впечатление, что он вас не слушает.
- Если ребенку поручили что-то выполнить по инструкции, он ее не выполняет либо не заканчивает до конца.
- Переключение с одного вида деятельности на другое.
- Избегает заданий, требующих долгого умственного напряжения.
- Частая потеря вещей.
- Отвлекается на посторонние шумы очень часто.
- Повышенная забывчивость в повседневных делах.
Отличия активного ребенка от гиперактивного
Гиперактивность грудничков симптомы
Достаточно сложно выявить СДВГ у грудных младенцев, так как, не определены еще поведенческая модель и темперамент.
В каких случаях есть причины для беспокойства:
- Нарушен сон, часто просыпается, реагирует на незначительный шум.
- Спит днем, ночью бодрствует, путает время суток.
- Постоянные движения, которые заметны даже во время сна.
- Плач продолжительный и сильный, даже если не ощущает дискомфорта или голода.
- Мышцы чрезмерно напряжены (гипертонус).
- Часто срыгивает, при этом, срыгивание может переходить в рвоту, в том числе после кормления.
- Малыша выводят из равновесия звуки, яркий свет или другие раздражители.
- Трудно пеленать, так как ребенок сопротивляется.
- Наблюдение за игрушками носит краткосрочный характер.
- Негативная реакция на посторонних.
Следует иметь ввиду, что такие симптомы проявляются и у здоровых малышей, но только в том случае, если что-то беспокоит (мокрые пеленки, голод, колики). У гиперактивных такое поведение проявляется постоянно.
Диагностика гиперактивности
Чтобы продиагнастировать заболевание, первым делом, необходимо обратиться к врачу. Если СДВГ подтвердился, ребенка направят к узкоспециализированным специалистам – детскому психологу, неврологу, невропатологу, психиатру, психоневрологу. Проводят диагностику на основе двух измерений – нарушенное внимание и импульсивность (гиперактивность). Диагноз ставится на основе МРТ головного мозга и электроэнцефалографии.
Существуют диагностические стандарты, согласно которым, установить СДВГ можно только со школьного возраста.
Диагноз ставится в случае, если:
- Наблюдается гиперактивность, невнимательность, повышенная импульсивность не менее 6 мес.
- Симптомы должны быть ярко выражены и не иметь характерных черт для возраста ребенка.
- Некоторые симптомы наблюдались до школьного возраста.
Подтверждение симптоматики должно быть при разных обстоятельствах – дома, в саду, в школе, во дворе, в общении с друзьями, у врача.
Тест на гиперактивность у детей
Предлагаем ознакомиться с тестом, разработанным Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
Для определения тревожности ребенка, нужно суммировать плюсы:
Высокая – от 15 до 20 баллов.
Средняя – от 7 до 14 баллов.
Низкая – от 1 до 6 баллов.
Лечение гиперактивности у детей
Поставить диагноз и назначить лечение может только врач. Обычно это комплекс мероприятий, который включает в себя тренинги по социализации, коррекцию поведения, общение в специальных группах для таких пациентов.
Назначается:
- Медикаментозное лечение (ноотропный ряд лекарственных препаратов), так же, витамины, травы, БАДы.
- Коррекция поведения в семье, основанная на общепринятых рекомендациях для родителей.
- Коррекция функций внимания проводится как у психолога, так и дома.
- Лечебная физкультура, упражнения, основанные на рекомендациях невролога.
Важна совместная работа родителей, педагогов и врачей.
Общение с гиперактивным ребенком советы
Всем окружающим, близким и родителям необходимо учитывать особенность ребенка и его реакцию на разные обстоятельства. Не стоит водить ребенка на торжественное мероприятие, так как вечер может быть испорчен из-за его неусидчивости.
- Оформляйте детскую комнату только в пастельных тонах, не перегружайте помещение лишними элементами.
- На рабочем месте не должно быть посторонних предметов, плакатов и прочих вещей, отвлекающих внимание.
- Все члены семьи должны понимать темперамент маленького человека и помнить о том, как общаться с таким ребенком.
- Не стоит обвинять ребенка в суетливости, назойливости, отличие от других детей.
- Не давайте ребенку сразу несколько поручений – убрать за собой посуду, собрать рюкзак и пр. Необходимо дать только четкие задания, чтобы малыш выполнял все последовательно, по мере их поступления.
- Если ребенок рассеянный , ему нужно помочь, например, подписать его вещи для школы.
- Встречая ребенка из секции или школы, проверьте, не забыл ли он чего-нибудь.
- Гипреактивный ребенок должен придерживаться распорядка дня. В этом ему должны помочь ближайшие родственники, мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.
- Обеспечьте отдых, сон, не менее 8-ми или 9-ти часов.За пару часов до сна не давайте ребенку смотреть телевизор, играть на компьютере или телефоне, чтобы избежать лишней возбудимости.
- Обратите внимание, что слишком агрессивные фильмы лучше исключить.
- На спальном месте положите хороший матрац, комнату проветривайте.
- У гиперактивных детей часто наблюдается недержание во время сна, не следует давать ему много жидкости перед сном. Ругать за это не нужно.
Найдите подход к своему ребенку, учитывайте, что он не может бороться со своими эмоциями. Придерживайтесь следующих правил:
- Делайте комплименты за работу, которую ребенок хорошо выполнил.
- Не стоит многого требовать от такого ребенка, но и давать слишком маленькую нагрузку будет неправильным.
- Продумайте ситуацию, и попробуйте ее воспроизвести, чтобы ребенок с лучшей стороны проявил себя.
- Не акцентируйте особого внимания на плохих поступках.
Игры для гиперактивных детей
- Любые подвижные игры будут полезны. У игры должны быть простые правила. Обеспечьте ребенку прогулки на свежем воздухе, где он вдоволь набегается.
- Настольные игры следует выбирать не сложные и с логическим концом. Игра типа “монополии” быстро ему наскучит.
- Если есть возможность, поставьте дома спортивный комплекс для детей с качелями, кольцами, канатами, трапециями и горкой. Позанимавшись на таком комплексе, ребенок будет крепко спать.
Станьте ребенку другом, будьте терпеливы. С СДВГ детям сложно завести друзей, так как они любят командовать и лезть к более старшим детям, не хотят подчиняться, кричат на детской площадке громче всех,. В случае, если вы заметили конфликт, необходимо вмешаться и отвлечь малыша, чтобы его не приняли за хулигана.
Сегодня мы знаем, что есть много известных людей, внесших огромный вклад в историю прогресса. Учась в школе, они страдали рассеянностью, часто неуспеваемостью. Среди них были Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль, Никола Тесла. Так же, у многих успешных спортсменов диагностировали СДВГ, но это не помешало достигать больших высот.
Игры для корректировки внимания:
Я тоже думала, что у меня гиперактивный ребенок. Но специалисты этого не подтвердили, к счастью. Да активный, иногда очень, но может часами возить машинки, собирать лего. нам посоветовали водить его на спортивную секцию, где он мог бы тратить больше энергии. Обязательно витамины, я купила мишки эвалар спокойствие, по составу понравились. Глицин, витамин В6, магний, укрепляет нервную систему ребенка. Есть улучшения, можно с ним договориться, усадить за рисование, в саду на занятиях ведет себя спокойнее.