Гиперактивность (СДВГ) ребенка симптомы и признаки, диагностика. Общение и игры с гиперактивными детьми.

Распознать СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей не всегда удается. Казалось бы, безобидные внешние проявления импульсивности, рассеянности, непослушания вполне обычное дело. Но, многие родители задаются вопросом, почему же их ребенок не управляем, можно ли его как-то угомонить? Мы постарались в статье раскрыть эту тему.

Также,советуем познакомиться со статьей Загадки на логику для детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка причины

Синдром СДВГ официально принятое заболевание. По разным оценкам у нас в стране таких детей от 5 до 20 процентов. Другими словами, такой диагноз ставят каждому пятому ребенку. Следует сказать, что больше всего с таким синдромом мальчиков, в пропорции 1 к 10.

В большинстве случаев, гиперактивность, как заболевание, не ставится совсем либо ставится гораздо позже, чем оно стало проявляться. Даже если родителями замечена чрезвычайная активность и непослушание, это относят к недостаткам воспитания и отсутствии дисциплины. В результате упускается время, в школе ребенок хронически отстает в учебе от своих сверстников, а дома родители чувствуют свою вину за плохое воспитание.

Сегодня, СДВГ хорошо изучен. Основная причина – дефицит дофамина и норадреналина в определенных разделах головного мозга. Большинство случаев говорят о том, что мать в период беременности подвергалась токсическим отравлениям – употребление алкоголя, табака или медикаментозных препаратов. Так же, в период вынашивания малыша, могли быть инфекционные заболевания и травмы, кроме этого, имеет место быть генетическая предрасположенность.

Гиперактивность ребенка симптомы и признаки

Проявление синдрома можно заметить по некоторым признакам – невозможность контролировать поведение, чрезмерное возбуждение, импульсивность. Другими словами, ребенок становится не управляемым. Но, есть и другая сторона – рассеянность, заторможенность, упадок сил, которые проявляются в определенные моменты.

Для детей с СДВГ характерно невозможность и сложность выполнения простейших задач, в то время, как сверстники справляются с ними без труда. Имеет смысл говорить о гиперактивности не ранее 4-х лет, во время начала социализации в обществе. Явной болезнь становится ближе к школе, в 7, 8 лет.

Присмотритесь к своему ребенку:

  1. Не может усидеть на месте.
  2. Двигает руками и ногами интенсивно.
  3. Резко вскакивает с места, куда-то бежит.
  4. Не может  играть в спокойные игры.
  5. Его действия характеризуются, как “Заведенный”.
  6. Выкрикивает и шумит во время занятий.
  7. Не слушает вопрос до конца, начинает отвечать.
  8. Не может дождаться своей очереди в игре или на занятиях.
  9. Вмешивается в разговоры и занятия других людей.

Такие признаки (не менее 6) должны проявляться не менее полугода. В этом случае есть причины для беспокойства.

Так же, обратите внимание на следующее:

  1. Трудно сосредоточится на определенном предмете.
  2. Не может сохранить внимание, не собран, задачи до конца не выполняются.
  3. При обращении к ребенку, создается впечатление, что он вас не слушает.
  4. Если ребенку поручили что-то выполнить по инструкции, он ее не выполняет либо не заканчивает до конца.
  5. Переключение с одного вида деятельности на другое.
  6. Избегает заданий, требующих долгого умственного напряжения.
  7. Частая потеря вещей.
  8. Отвлекается на посторонние шумы очень часто.
  9. Повышенная забывчивость в повседневных делах.

Отличия активного ребенка от гиперактивного

Гиперактивность грудничков симптомы

Достаточно сложно выявить СДВГ у грудных младенцев, так как, не определены еще поведенческая модель и темперамент.

В каких случаях есть причины для беспокойства:

  1. Нарушен сон, часто просыпается, реагирует на незначительный шум.
  2. Спит днем, ночью бодрствует, путает время суток.
  3. Постоянные движения, которые заметны даже во время сна.
  4. Плач продолжительный и сильный, даже если не ощущает дискомфорта или голода.
  5. Мышцы чрезмерно напряжены (гипертонус).
  6. Часто срыгивает, при этом, срыгивание может переходить в рвоту, в том числе после кормления.
  7. Малыша выводят из равновесия звуки, яркий свет или другие раздражители.
  8. Трудно пеленать, так как ребенок сопротивляется.
  9. Наблюдение за игрушками носит краткосрочный характер.
  10. Негативная реакция на посторонних.

Следует иметь ввиду, что такие симптомы проявляются и у здоровых малышей, но только в том случае, если что-то беспокоит (мокрые пеленки, голод, колики). У гиперактивных такое поведение проявляется постоянно.

Диагностика гиперактивности

Чтобы продиагнастировать заболевание, первым делом, необходимо обратиться к врачу. Если СДВГ подтвердился, ребенка направят к узкоспециализированным специалистам – детскому психологу, неврологу, невропатологу, психиатру, психоневрологу. Проводят диагностику на основе двух измерений – нарушенное внимание и импульсивность (гиперактивность). Диагноз ставится на основе МРТ головного мозга и электроэнцефалографии.

Существуют диагностические стандарты, согласно которым, установить СДВГ можно только со школьного возраста.

Диагноз ставится в случае, если:

  1. Наблюдается гиперактивность, невнимательность, повышенная импульсивность не менее 6 мес.
  2. Симптомы должны быть ярко выражены и не иметь характерных черт для возраста ребенка.
  3. Некоторые симптомы наблюдались до школьного возраста.

Подтверждение симптоматики должно быть при разных обстоятельствах – дома, в саду, в школе, во дворе, в общении с друзьями, у врача.

Тест на гиперактивность у детей

 

Предлагаем ознакомиться с тестом, разработанным  Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

Для определения тревожности ребенка, нужно суммировать плюсы:

Высокая – от 15 до 20 баллов.

Средняя – от 7 до 14 баллов.

Низкая – от 1 до 6 баллов.

Лечение гиперактивности у детей

 

Поставить диагноз и назначить лечение может только врач. Обычно это комплекс мероприятий, который включает в себя тренинги по социализации, коррекцию поведения, общение в специальных группах для таких пациентов.

Назначается:

  • Медикаментозное лечение (ноотропный ряд лекарственных препаратов), так же, витамины, травы, БАДы.
  • Коррекция поведения в семье, основанная на общепринятых рекомендациях для родителей.
  • Коррекция функций внимания проводится как у психолога, так и дома.
  • Лечебная физкультура, упражнения, основанные на рекомендациях невролога.

Важна совместная работа родителей, педагогов и врачей.

Общение с гиперактивным ребенком советы

Всем окружающим, близким и родителям необходимо учитывать особенность ребенка и его реакцию на разные обстоятельства. Не стоит водить ребенка на торжественное мероприятие, так как вечер может быть испорчен из-за его неусидчивости.

  • Оформляйте детскую комнату только в пастельных тонах, не перегружайте помещение лишними элементами.
  • На рабочем месте не должно быть посторонних предметов, плакатов и прочих вещей, отвлекающих внимание.
  • Все члены семьи должны понимать темперамент маленького человека и помнить о том, как общаться с таким ребенком.
  • Не стоит обвинять ребенка в суетливости, назойливости, отличие от других детей.
  • Не давайте ребенку сразу несколько поручений – убрать за собой посуду, собрать рюкзак и пр. Необходимо дать только четкие задания, чтобы малыш выполнял все последовательно, по мере их поступления.
  • Если ребенок рассеянный , ему нужно помочь, например, подписать его вещи для школы.
  • Встречая ребенка из секции или школы, проверьте, не забыл ли он чего-нибудь.
  • Гипреактивный ребенок должен придерживаться распорядка дня. В этом ему должны помочь ближайшие родственники, мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.
  • Обеспечьте отдых, сон, не менее 8-ми или 9-ти часов.За пару часов до сна не давайте ребенку смотреть телевизор, играть на компьютере или телефоне, чтобы избежать лишней возбудимости.
  • Обратите внимание, что слишком агрессивные фильмы лучше исключить.
  • На спальном месте положите хороший матрац, комнату проветривайте.
  • У гиперактивных детей часто наблюдается недержание во время сна, не следует давать ему много жидкости перед сном. Ругать за это не нужно.

Найдите подход к своему ребенку, учитывайте, что он не может бороться со своими эмоциями. Придерживайтесь следующих правил:

  • Делайте комплименты за работу, которую ребенок хорошо выполнил.
  • Не стоит многого требовать от такого ребенка, но и давать слишком маленькую нагрузку будет неправильным.
  • Продумайте ситуацию, и попробуйте ее воспроизвести, чтобы ребенок с лучшей стороны проявил себя.
  • Не акцентируйте особого внимания на плохих поступках.

Игры для гиперактивных детей

  1. Любые подвижные игры будут полезны. У игры должны быть простые правила. Обеспечьте ребенку прогулки на свежем воздухе, где он вдоволь набегается.
  2. Настольные игры следует выбирать не сложные и с логическим концом. Игра типа “монополии” быстро ему наскучит.
  3. Если есть возможность, поставьте дома спортивный комплекс для детей с качелями, кольцами, канатами, трапециями и горкой. Позанимавшись на таком комплексе, ребенок будет крепко спать.

Станьте ребенку другом, будьте терпеливы. С СДВГ детям сложно завести друзей, так как они любят командовать и лезть к более старшим детям, не хотят подчиняться, кричат на детской площадке громче всех,. В случае, если вы заметили конфликт, необходимо вмешаться и отвлечь малыша, чтобы его не приняли за хулигана.

Сегодня мы знаем, что есть много известных людей, внесших огромный вклад в историю прогресса. Учась в школе, они страдали рассеянностью, часто неуспеваемостью. Среди них были Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль, Никола Тесла. Так же, у многих успешных спортсменов диагностировали СДВГ, но это не помешало достигать больших высот.

Игры для корректировки внимания:

Видео Гиперактивный ребенок Школа доктора Комаровского

One Reply to “Гиперактивность (СДВГ) ребенка симптомы и признаки, диагностика. Общение и игры с гиперактивными детьми.”

  1. Я тоже думала, что у меня гиперактивный ребенок. Но специалисты этого не подтвердили, к счастью. Да активный, иногда очень, но может часами возить машинки, собирать лего. нам посоветовали водить его на спортивную секцию, где он мог бы тратить больше энергии. Обязательно витамины, я купила мишки эвалар спокойствие, по составу понравились. Глицин, витамин В6, магний, укрепляет нервную систему ребенка. Есть улучшения, можно с ним договориться, усадить за рисование, в саду на занятиях ведет себя спокойнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *